» Ученые выяснили, как авария на ЧАЭС повлияла на генетическое здоровье

Ученые выяснили, как авария на ЧАЭС повлияла на генетическое здоровье

Дата: 23 - Апр - 2021 Комментариев: Комментариев нет

Ученые выяснили, как авария на ЧАЭС повлияла на генетическое здоровье

Предметом исследований стали вопросы передачи генетических мутаций от родителей к ребенку и генетические изменения в опухолях щитовидной железы.

Международные группы ученых, используя передовые геномные инструменты, исследовали последствия радиационного облучения людей в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Результаты были опубликованы в журнале Science к 35-й годовщине катастрофы.

Предметом одного исследования стал вопрос передачи генетических изменений от родителей к ребенку. Известно, что воздействие ионизирующего излучения увеличивает мутагенез ДНК, в результате чего у людей, перенесших радиационное облучение развиваются онкологические и прочие заболевания.

Несмотря на то, что катастрофы, подобные авариям на Чернобыльской АЭС или в Фукусиме, периодически происходят, до сих пор не было крупных системных исследований, оценивающих риски радиационного облучения, передаваемые из поколения в поколение.

Ученые из США, Украины, России и Японии под руководством Мередит Йигер из Национального институт рака США секвенировала геномы 105 родителей и 130 детей из семей ликвидаторов аварии и технического персонала Чернобыльской АЭС, подвергшихся облучению.

Все дети были зачаты и родились уже после аварии в период с 1987 по 2002 годы.

Исследователи проверили геномы на предмет увеличения определенного типа наследственных генетических изменений, известных как мутации de novo, которые случайным образом возникают в гаметах человека (сперматозоидах и яйцеклетке) и могут передаваться их потомству, но не наблюдаются у родителей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что воздействие ионизирующего излучения в результате аварии оказало минимальное влияние на здоровье следующего поколения. Это означает, что у детей, рожденных после аварии на Чернобыльской АЭС, не обнаружили заметных генетических отклонений, передающихся по наследству.

Во втором исследовании авторы использовали полногеномное секвенирование для профилирования генетических изменений рака щитовидной железы, которые развились у 359 человек, подвергшихся в детстве или внутриутробно воздействию радиоактивного йода (I-131).

Как известно, энергия ионизирующего излучения разрывает химические связи в ДНК, что приводит к различным типам повреждений.

Новое исследование подчеркивает важность определенного вида повреждений ДНК, которые включают разрывы обеих цепей ДНК в опухолях щитовидной железы.

Связь между двухцепочечными разрывами ДНК и радиационным воздействием была сильнее у детей, подвергшихся облучению в более раннем возрасте.

Результаты показали, что двухцепочечные разрывы ДНК могут быть ранним генетическим изменением после воздействия радиации, которое впоследствии способствует росту рака щитовидной железы.

Подчеркивается, что исследование стало возможным благодаря созданию Чернобыльского банка тканей около 20 лет назад – задолго до того, как была разработана технология для проведения геномных и молекулярных исследований.

В геноме человека обнаружили новые гены, связанные с раком